Фонд ANIF ։: Зарплаты в 4 миллиарда

На днях глава кабинета наконец-то признал, что проект национальной авиакомпании Fly Arna провалился. Наверное, он был последним, кто признал это.
Но если приглядеться, все было ясно уже давно, со времени начала проекта, а именно – два года назад. Помпезный, бессодержательный анонс с бессмысленными заявлениями тогдашнего вице-премьера с молодой начальницей авиации. Но провал авиакомпании – тема, требующая отдельного анализа. Более примечательна деятельность армянского акционера авиакомпании, фонда ANIF.
Этот фонд был создан для инвестиций государства в компании, представляющие так называемый “национальный интерес”. Фонд финансируется государством – транши в виде грантов аппарата премьер-министра, министерства финансов или экономики. Короче говоря, деньги налогоплательщиков.
ANIF был создан с помпой, с советом директоров, в составе которого вице-премьер и бывший премьер самой Франции.
Единственным результатом четырех полных лет деятельности ANIF была доля в 49% в авиакомпании Fly Arna. Только на этой инвестиции налогоплательщики потеряли 4.4 млрд драмов, но нельзя утверждать, что эти деньги уже не вернуть. Объявить значит признать не только провал, но и финансовые потери, а это уже вопросы и к чиновникам, и к менеджменту фонда.
Но это только видимая часть айсберга.
▶️Совпадения
Последний год фонд преследовали скандалы. В конце 2023 года директор фонда был уволен, бывший премьер Франции покинул совет директоров. Одновременно замминистра экономики была назначена председателем совета директоров, а 8 ноября 2023 года случилось экстраординарное событие – министр экономики Ваан Керобян своим приказом отказался утвердить финансовую отчетность фонда за 2022 год, так как она “не отражала финансовое состояние фонда и его дочерних обществ”. Мягко сказано – “не отражала”.
Три месяца спустя министр и его заместитель лишились своих постов и стали фигурантами уголовного дела. Налицо борьба внутри кабинета министров. Осталось понять – борьба за что и кто на противоположной стороне.
▶️Зарплаты
У фонда 30-40 сотрудников. Расходы на зарплаты за 2020-2022 годы составили около 4 млрд драмов, то есть за три года каждый сотрудник в среднем получил 125 млн драмов. Наверное, слишком много за одну провальную инвестицию.
Зачем фонду столько сотрудников, если единственной инвестицией была Fly Arna, да и то, пассивная инвестиция. Все остальные проекты осуществлялись дочерним фондом ANIF, у которого свои сотрудники и зарплаты.
Чем, кроме жадности, объяснить тот факт, что фонд в конце каждого года выплачивал большие премии всем своим сотрудникам? За какие заслуги, за какие успехи? Как оправдать зарплаты в 40-70 млн драмов год из денег налогоплательщиков для менеджеров, многие из которых не на полной ставке и работают где-то еще?
▶️Расходы
Фонд не стеснял себя в тратах. Несмотря на зарплаты в 1.3 млрд драмов в год, фонд ежегодно тратил 120 млн драмов на аудиторские и консалтинговые услуги. Странно, учитывая, что в фонде есть сотрудники-юристы, финансисты, бухгалтеры и прочие. Еще около 120 млн в год тратилось на внешних поставщиков по связям с общественностью и исследования рынка (интересно какого).
Плюс мелочи – 2 млн в месяц на аренду и 2.5 млн в месяц на командировки.
Красиво жить не запретишь.
▶️Странная отчетность
В финотчетности за 2022 год отражена только одна инвестиция – Fly Arna в размере 4.85 млрд драмов, несмотря на то, что фонд инвестировал только 2.36 млрд драмов.
За 2020 и 2021 годы фонд декларировал убытки. Так было бы и в 2022 году, но фонд решил на бумаге повысить оценку инвестиции Fly Arna еще на 2.4 млрд и записать это в прибыль. В итоге за 2022 год у фонда нарисовалась прибыль. А аудитор KPMG утвердил этот отчет. Бумажное увеличение оценки Fly Arna было обосновано в отчетности тем, что применив метод дисконтированного денежного потока (ДДП), был спрогнозирован взрывной рост 256% за 2023 год и 28-72% – с 2024-2026 годы. Но авиакомпания в 2023 году не росла, количество пассажиров за первый и второй кварталы 2023 года было таким же, как и в четвертомом квартале 2022 года. На дату составления отчетности и аудита в июле 2023 года уже было ясно, что прогноз далек от реализации, но оценка не была изменена компанией и утверждена аудитором. Странно, если не сказать больше.
В финотчетности ANIF не отражены данные деятельности дочернего фонда “Предприниматель+государство”, хотя все проекты ANIF, указанные на их сайте, осуществлялись через этот дочерний фонд, о котором поговорим отдельно.
▶️Непрозрачность
Структура, цели, сделки, конфликты интересов фонда не отражены нигде․ Есть слабенький презентационный сайт с декларативными заявлениями.
Фонд молчит о Fly Arna. Какова причина провала? Никто не озвучил причины. Недостаток денег? Мало пассажиров? Запрет на полеты в Европу? Коррупция? Плохой менеджмент? Неужели фонду все равно, что стало с его единственной инвестицией?
Около одного миллиарда драмов было потрачено на поставщиков услуг по связям с общественностью, на консалтинг, маркетинг, командировки. Ни в одном отчете нет имен поставщиков. Возможно, налогоплательщики хотели бы узнать, как оказывались такие не дешевые услуги в таких масштабах.
▶️Неподотчетность
Фонд тратит деньги налогоплательщиков, но закрыт от внимания извне. Телефон, указанный на сайте, отключён от обслуживания. Дозвонившись на мобильный номер пресс-секретаря, можно услышать, что они на вопросы не отвечают, с руководителем проекта или финансовым директором поговорить нельзя – дежурная мантра непрозрачных компаний: «Есть вопросы – напишите, мы вам ответим». Зачем фонду пресс-секретарь на полную ставку с миллионной зарплатой, если никакой информации, тем более работы с прессой и общественностью нет?
Как же будет связываться с фондом потенциальный инвестор, если никакой связи нет?
***
На взгляд разумного человека, знакомого с армянской реальностью, многочисленные фонды при всех министерствах тратят деньги налогоплательщиков без отчета, без ответственности, и при этом на них не распространяются требования как к госслужащим, которые хотя бы обязаны декларировать доходы и имущество.
В результате мы имеем искусственные организации, цель которых – тратить деньги. Разговоры о том, что фонды – это личные черные кассы высокопоставленных чиновников-кураторов, а значительная часть сотрудников просто на бумаге, чтобы генерировать зарплаты, оставим пока на уровне слухов.
Будем анализировать деятельность этих фондов.
ANIF – всего лишь один из них.
––––
Левон Халатян
Tags:

Latest from Russian

ANIF. ГРАБЕЖ НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ

Несмотря на многочисленные публикации, сомнительные сделки, астрономические зарплаты, нулевые результаты, коррупционные схемы

МИНИСТРЫ И ПИАСТРЫ

Детали нашего расследования о растратах в фонде ANIF дошли до обсуждения в
Go to Top